Медитации и мартини: что такое майндфулнес на самом деле

— Думай, Алиса, думай, — еле слышно заговорщически бухтит мой нахмурившийся киндер, разрабатывая план захвата коробки с овсяным печеньем. Важное дело у человека, и Алиса вся в нем. Хотя через пару минут она наверняка будет уже беззаботно кружить свой contemporary dance с пластмассовой короной на голове, оставив мысли о печенье там, где им и следует быть. На кухне. Я так завидую ее концентрации, ее переключаемости, ее вовлеченности в происходящее и понимаю, насколько это круто, и как же мне, господибожемой, хочется научиться всему этому у нее.
Я и роскошное английское слово на букву «м» — майндфулнес — до недавнего времени существовали в параллельных мирах и никак не пересекались, пока не состоялось мое личное знакомство с тревожностью. 

Меня мощно «тревожило» и штормило весь декабрь и январь, потом был перекур на продуктивный и такой солнечный февраль, ну а потом на-ча-лось. Обойдемся без ребусов, сами уже знаете что. Я изнасиловала Google, проговорила неутешительное положение вещей с психологом, поплакалась остеопату, но он, как и практически все в моем драгоценном «поддерживающем окружении», заботливо отправил меня на букву «м».


Я могла бы накатать здесь простыню текста про осознанность, осознание, осознавание и разницу между ними, так как я досконально занялась изучением этого вопроса и даже записалась на курс по теории и практике майндфулнес в Лейденском университете. Но я думаю сейчас эти простыни и многоэтажки из смыслов и определений нам совершенно ни к чему. Поэтому поделюсь с вами самым простым и понятным значением этого слова:


Майндфулнес — это ЗОЖ и eco-lifestyle сознания. That’s it.


Мы уже выучили наизусть урок о том, что жизненно важно хорошо спать, правильно питаться, говорить о своих чувствах, больше двигаться, меньше стрессовать. С трудом представляю себе более-менее осознанного, думающего человека, который бы НЕ хотел вернуть фокус рассеившегося, как лондонский туман, внимания, иметь безраздельную власть над своими мыслями и трехслойную маску-распиратор с 3D фильтром для входящей информации.


Вся сложность такого простого, на первый взгляд, майндфулнес заключается в том, что дорога к живописнейшей вершине дзена головного мозга лежит через практику медитации. Как ни крути. И вот тут неопытных искателей дзена ждет полоса препятствий: невероятное количество предубеждений, клише, ошибочных представлений и строгие гуру, выглядывающие из облака благовоний, чтобы принять вступительные. Это то, на чем я спотыкалась каждый раз, пытаясь начать медитировать. Я чувствовала какой-то сумасшедший разрыв и несоответствие между собой и образом человека, который делает это. Медитирует, в смысле. И знаю, что я такая не одна. 

 

А теперь несколько слов о самых распространенных клише относительно медитаций, которые ограничивают, отвлекают от самой сути и мешают увидеть драгоценные возможности, которые открываются в медитации.


«Единственная правильная поза для медитации — «лотос» на коврике с аккуратно сложенными в узелочек ногами, идеально прямой спиной, закрытыми глазами и внутренней улыбкой пошире». «Медитации продолжительностью менее 20 минут неэффективны». «Цель медитации — тишина в мыслях. Их полное отсутствие и ровное, глубокое дыхание». «Медитация - духовная практика. И ее конечная цель — просветление». «Чтобы научиться медитировать, необходимо развивать дисциплину и преодолевать себя — жестко и решительно».


Это то, что я слышала от огромного количества преподавателей и практиков майндфулнес, и то, что останавливало и отталкивало меня: стереотипы и стиль жизни, совершенно не совместимые со мной (статуэтки Будды, кристаллы, свободная льняная одежда, vegan food, фото на фоне рисовых полей, you know). Наверное, я искала кого-то в косухе и с бокалом мартини в руке, кто сумел приручить свой болтливый ум в самом сердце суеты большого города, а не на побережье Бали, кто мог бы вразумительно и просто мне все рассказать о медитациях не в идеальном, высокодуховном мире, а в сегодняшних реалиях.


Никого с мартини и в косухе я пока не нашла, но зато узнала, что, оказывается, все может быть совсем по-другому. Я узнала, что медитировать можно лежа, без коврика, чаев и благовоний. Что в основе медитации — не состояние, напоминающее кому, и не подозрительная, напоминающая гробовую, тишина в голове, а спокойное, мягкое, бережное и безоценочное наблюдение за ощущениями и мыслями. Что медитация — это просто. Что медитация должна приносить удовольствие. Что медитировать можно танцуя и принимая душ, а регулярность медитации важнее ее продолжительности.


Я не велнесс-дива и не йога-гуру, вы и так это знаете. И все, что я хочу, это позаботиться о себе и помочь своему беспокойному «обдуматому» уму научиться отключаться. Я хочу, как моя Алиса, оставлять мои мысли о печенье на кухне, а мои страхи о потере зуба в кабинете стоматолога. Я хочу не прокручивать свою жизнь в голове, а проживать ее. Я хочу усилить свою внутреннюю устойчивость. Я хочу не страдать от своих мыслей, а наблюдать за ними и вовремя одергивать их, когда они позволяют себе лишнее. Это мой ответ на мой любимый и самый важный на свете вопрос - «зачем».

 

 

Если вы никак не можете начать медитировать или делаете это исключительно благодаря стоической силе воли и олимпийскому характеру, попробуйте честно ответить для себя на вопрос «зачем». Может быть, оно вам нафиг все-таки не нужно? (И это абсолютно нормально и здорово! Мы все разные!). Или, наоборот, есть все же какая-то высшая ценность в этом для вас?
 

Чистосердечно ваша С.